Понедельник
20.05.2024
04:29
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ТЕХНОЛОГИЯ И НЕ ТОЛЬКО...
Главная Регистрация Вход
ИЗО и не только »
Меню сайта

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

                                                                         «Мы часто ищем сложности вещей,

Где истина лежит совсем простая.»

С. Щипачев

Введение. Сущность метода проектов.

             Метод проектов возник ещё в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем.

            В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению  Н. К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С. Т. Шацкого в Москве   работала Первая  опытная станция по народному образованию. В 1931г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов двадцатого века.

            Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Разработанный ещё в первой половине двадцатого века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. До недавнего времени понятие проект использовалось преимущественно в технической сфере. С проектом было связано представление о разработке сложной документации. Проектирование выделялось в ранг прикладной науки. Для уточнения этого термина обратимся к Большому толковому словарю русского языка. Там сказано, что слово «проект» латинского происхождения, в переводе означающее «выступающий вперёд». В словаре приводится несколько значений этого слова:

  • разработанный план сооружения, постройки.
  • предварительный текст какого-либо документа
  • план, замысел, намерение.

             Многие исследователи дают своё толкование этому понятию. Одни считают, что проект- это ограниченное по времени целенаправленное изменение  отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств. Несколько нетрадиционное и эмоциональное определение предлагает американский педагог Килпатрик: «Проект есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца».

Очень часто нет чёткого представления чем отличается проект от исследовательской работы.

            Исследовательская работа- работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее   неизвестным результатом.

            Проект- работа направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Историю цивилизации

 Можно выразить в шести словах:

«Чем больше знаешь, тем больше умеешь»

                                       Э.Абу

Типология учебных проектов.

            Подбирая определённый тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося  на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него предметные знания и навыки, необходимые компетентности.

            Например, если учитель хочет развить у ребёнка навыки работы с информацией, умение анализировать  тексты, проверять сведения из различных источников, то для него лучше всего подойдёт информационный проект – его цель сбор, оформление и представление информации. Здесь для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией и, соответственно, развиваться и совершенствоваться у него будет в основном именно  информационная компетентность. Продукт - статистические данные, результаты опросов общественного мнения обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу.

Для развития аналитических способностей, критического мышления в большей степени подходит исследовательские проекты. Продукт такого проекта результат исследования, оформленный установленным образом. Целью учащегося является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.

            Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки учащихся. В этих случаях применяется практико-ориентированный проект. Учитель может заказать ученикам разработку раздаточного материала по своему предмету и т. п. Продукт такого проекта: учебные пособия, макеты и модели. При этом ученик развивает у себя деятельную компетентность.

            Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведения любого жанра. Продукт –  литературные произведения изобразительного и декоративно- прикладного искусства, видеофильмы. Поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность.

            Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе ролевых или игровых проектов. Целью автора такого проекта является вовлечение публики в решение проблемы проекта. Продукт- мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т. п.).  Усовершенствуется коммуникативная компетентность особенно важная для подростков.    Многообразие типов проектов  даёт возможность учителю решать самые различные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся  активно приобретать и применять знания и умения, а затем переносить приобретённый опыт на другие виды учебной работы.                             

Структура проекта.

 «Проект- это представление

О будущей деятельности»

   Структура выполняемого учащимися проекта может быть различной. Это зависит от возраста ученика, от типа учебного проекта, коллективный или индивидуальный и так далее. Приведу примеры разных структур проектов в области искусства . Эти структуры  учащиеся нашего лицея использовали для создания проектов на уроках и во внеурочное время.

 

Структура проекта № 1:

1.      Запуск проекта. Определение проблемы.

2.      Предпроектное  исследование: постановка цели и задач.

3.      Выработка первоначальных идей.

4.      Проработка лучшей идеи.

5.      Дать проекту яркое название.

6.      Определение времени выполнения проекта.

7.      Сбор информации (литература, справочники, энциклопедия, интернет) и её краткий анализ.

8.      Художественно- конструкторский поиск ( быстрые наброски от руки, выполненные на основе аксонометрических или перспективных проекций, технический рисунок).

9.      Самостоятельная исследовательская работа  (эскизы, макеты). Учитель – помощник, советчик, консультант.

10.   Пути решения, новые подходы по данной теме.

11.   Выводы и дальнейшие действия (возможен новый виток цикла – снова с пункта 8).

12.   Будущее проекта и его защита.

 

Структура проекта № 2:

  1. Введение. Актуальность.
  2. Основная проблема.
  3. Цель и задачи проекта.
  4. Теоретическое обоснование темы.
  5. Описание методики.
  6. Плюсы и минусы проекта.
  7. Опрос.
  8. Расчеты.
  9. Используемые дисциплины.
  10. Вывод.
  11. Список литературы.
  12. Таблицы, эскизы, рисунки.
  13. Презентация.

Структура проекта

 

  1. Структурные элементы проекта

Краткое содержание

  Введение

Информационная справка о предмете проектирования

2. Актуальность проекта

Насколько проект отвечает

Проблема – это пробел между существующей реальностью и требуемым состоянием.

Проблемный анализ ситуации, выявление противоречий, формулировка проблемы

(анкетирование, социологический опрос)

3. Идея проекта

Формировать

 

 

4. Цель проекта

Создать

Цель – это образ желаемого будущего

Отражает суть проекта.

5. Задачи проекта

  • Определение концепции, структуру и содержания.
  • Научно-методическое сопровождение

     функционирования

Задачи микроцели. Которые необходимо решить в процессе проектирования для достижения цели.

Гипотиза – это предположение, нововведения, благодаря которому ожидается получить более высокий результат.

6. Описание проекта

  • Предметы разработки
  • Программа выполнения работ по проекту.
  • Основные результаты, достижения которых предполагаются проектом
  • Предложения по совершенствованию работы)

7. Основные этапы реализации

 

  •    
  •  

Логика изложения:

Задача-действие-результат 

Подготовительный

  • Базовый
  • Этап функционирования

 

8. Участники проекта деятельности.

  • Члены лицейского сообщества
  • Социальные партнёры:
  • Заинтересованные физические и юридические лица.

Участники проекта, обеспечивающие достижения результатов.

9. Продукты и результаты проекта

Мониторинг хода и результатов

Реализации проекта:

  • Качество продукта на каждом этапе;
  • Востребованность со стороны общества (отзывы    благополучателей)

Продукт – «То, что можно положить на стол»

  • Качество продукта
  • Мнение благополучателей

10 Будущее проекта.

Проект может быть адаптирован__

 

Указать где? Масштаб!

Обоснование жизнеспособности проекта:

-актуальность углубления темы в дальнейшем

 

Используемая литература:

1. Бухаркина М. Ю. Разработка  учебного проекта- М, 2003

2. Голуб Г.Б. Методические рекомендации. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся, Самара, 2003

3. Леонтович А. В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт- М, 2005

4. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектом. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей.

5.  Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учёта их индивидуальных достижений- М. Центр Школьная книга/, 2006

6. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников - М. Генезис, 2005

 

 

Архив записей

Форма входа

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz